среда, 31 октября 2012 г.

Лексическое богатство русского языка

По страницам блога Евгения Бикмаева "Мир глазами человека"
Предлагаю очередной урок моего курса-соискания методов подготовки к "Русскому медвежонку". На прошлых уроках мы договорились использовать для классификации задач РМ тематический подход и разделили их на две категории "Русский язык" и "Лингвистика". Для русского языка можно выделить два базиса, знание которых необходимо для решения задач: теоретическая база, о которой мы подробно говорили на прошлом уроке, и лексическое богатство, о котором мы поговорим сегодня.
Итак, лексическое богатство, как я уже писал ранее, - это в самом общем смысле совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка. То есть для решения задач РМ, нужно как можно в более полной мере обладать этим самым лексическим богатством родного языка, проще говоря, знать слова, фразеологизмы, пословицы и их значение и уместное употребление в речи.
 Если говорить конкретнее, то можно выделить три группы понятий, которые я сюда отношу:

  • лексические единицы языка - слова и фразеологизмы;
  • некоторые малые жанры фольклора - пословицы, поговорки, афоризмы.
  • традиции культуры языка - определённые связи слов в словосочетаниях (особенно управление), верное оперирование служебными словами (чаще ошибки допускаются при обращении с предлогами).
О первых двух пунктах мы уже много говорили и ничего непонятного в них нет, благо понятия "слово", "фразеологизм", "пословица" и тому подобные входят в курс школьной программы. А вот о том, что такое культура языка и её традиции, можно услышать редко.Пожалуй, об этом стоит написать отдельный пост-урок, на данном этапе Вам вполне хватит того краткого комментария, что дан мною сейчас.
Теперь повторю, главные принципы заданий на лексическое богатство: в данном роде задач
  •   нет чёткой "привязки" к курсу школьной программы по той причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек должен обладать богатым лексиконом и знанием культуры родной речи; 
  • часто, даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать, исходя из здравого смысла, но по-хорошему значение того или иного слова, фразеологизма надо просто знать
Но с одной стороны легко сказать "надо знать", а с другой- способов мгновенного увеличения объёма своего лексикона не существует, ведь это не иностранный язык, здесь список слов, которые нужно знать, не может быть так просто определён, ведь элементарные слова (мама, хлеб, город) знают все, а с теми, которые "должен знать любой образованный человек", всё у всех индивидуально. Несмотря на это я хочу выделить более конкретные советы, которые помогут нам подняться в знании родной речи с уровня Эллочки-людоедки:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий